Два в одном: российские наночастицы помогут в диагностике и лечении рака

Российские учёные создали наночастицы, облегчающие не только диагностику рака, но и его лечение. Они повышают контрастность изображения в ядерной МРТ (магнитно-резонансной томографии), а также приводят к запрограммированной гибели раковых клеток, накапливаясь в них.МРТ является безопасным неинвазивным методом визуализации тканей и внутренних органов человека. Он широко используется в диагностике злокачественных образований, в частности, рака молочной железы.Однако для более точного выявления опухолевых образований с помощью МРТ зачастую требуется введение контрастного вещества в кровоток пациента. Ряд существующих видов контрастных веществ из-за их высокой токсичности уже попали под запрет во многих странах мира."[…] Разработка новых, более эффективных и безопасных контрастных агентов, способных не только накапливаться в опухолевых клетках, но и эффективно убивать их, является актуальной задачей. Создание таких материалов стало возможно только в составе междисциплинарного коллектива, в состав которого вошли химики, биологи, физики и медики", — сообщила соавтор новой работы Ольга Иванова из Института общей и неорганической химии (ИОНХ) РАН.Учёные из ИОНХ в соавторстве с коллегами из Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН и РНИМУ им. Н.И. Пирогова продемонстрировали новую разработку, которая позволит решить сразу две важные задачи. Она обеспечит качественную диагностику рака, а также безопасную терапию, сокращающую число раковых клеток в организме.Новая разработка представляет собой наночастицы на основе оксида церия, прошедшие несложную модификацию ионами гадолиния.Напомним, что наночастицы оксида церия успешно применяются в регенеративной медицине. Недавно мы писали о том, как именно такие наночастицы помогают в выращивании стволовых клеток.В свою очередь препараты с гадолинием применяются в качестве безопасного контрастного агента при МРТ.Совместив эти два компонента, учёные получили многофункциональное оружие для борьбы с раком молочной железы. Дополнительное покрытие наночастиц декстраном увеличило их биосовместимость. Другими словами, благодаря ему наночастицы безопасно встраиваются в организм пациента, не вызывая реакции отторжения.Новый препарат показал высокую биосовместимость и стабильность во времени, то есть он не разлагается в организме раньше времени. Также он обеспечивает эффективное контрастирование при МРТ и хорошо накапливается в раковых клетках молочной железы, что приводит к их гибели.Что немаловажно, новые наночастицы при этом показали низкую степень токсичности по отношению к здоровым клеткам организма.Всё это делает разработку российских учёных перспективным способом диагностики и терапии рака молочной железы. Статья с описанием исследования была опубликована в научном журнале Journal of Materials Chemistry B.Ранее мы рассказывали о том, как стареют магнитные наночастицы, попадая в организм. Писали мы и о том, как наночастицы наносят двойной удар по клеткам опухоли. Также мы сообщали ещё об одном российском препарате, способном выборочно уничтожать раковые клетки.Больше новостей из мира науки и медицины вы найдёте в разделах «Наука» и «Медицина» на медиаплатформе «Смотрим».