Коронавирус надолго изменяет иммунную систему человека

Коронавирус SARS-CoV-2 гуляет по планете уже второй год. По официальным данным, более 200 миллионов человек во всём мире заразились коронавирусом за это время.В связи с этим всеобщее внимание становится приковано к феномену «долгого ковида», на который жалуется всё больше пациентов всего мира. Эти жалобы связаны с долгосрочными изменениями, которые заражение провоцирует в организме. Причины и возможные последствия долгого коронавируса пока остаются загадкой для учёных.Исследователи из ряда крупных университетов Австралии решили выяснить, что именно происходит с иммунной системой человека, переболевшего COVID-19. Они провели лонгитюдное исследование, в котором приняли участие 69 пациентов в возрасте от 20 до 80 лет.В течение шести месяцев учёные следили за состоянием иммунитета участников, переболевших оригинальным штаммом SARS-CoV-2. Напомним, сегодня люди всё чаще начинают болеть так называемым «дельта-штаммом» коронавируса.47 участников выборки выздоровели после лёгкой формы инфекции, шестеро — после умеренной и 13 восстанавливались после тяжёлой и даже критической формы заболевания.Уникальный подробный анализ, который провели исследователи, включал исследование уровня антител, экспрессии тысяч генов и изучение около 130 разных типов иммунных клеток в образцах крови, взятых у участников через 12, 16 и 24 недели после заражения. Полученные результаты учёные сравнивали с показателями крови здоровых людей.В итоге исследователи увидели заметные изменения в иммунной системе людей, переболевших COVID-19. Эти изменения сохранялись по меньшей мере в течение шести месяцев после перенесённого заболевания.«Исследование выявило существенные нарушения регуляции количества иммунных клеток, которые были наиболее заметны через 12 недель после заражения, но в большинстве случаев всё ещё проявлялись в течение шести месяцев и, возможно, даже дольше», — сообщает один из главных авторов работы профессор Дэвид Линн (David Lynn) из Университета Флиндерса.Помимо повышенного уровня антител и других иммунных клеток в крови переболевших, исследователи обнаружили серьёзные нарушения в экспрессии ряда генов, в частности тех, что отвечают за воспаление.Напомним, что в ходе экспрессии генов наследственная информация от ДНК преобразуется в белок или РНК, которые отвечают на конкретные изменения в организме.Одним из таких важных изменений может быть внедрение вируса в организм. Нарушение экспрессии генов, отвечающих за борьбу с вирусами, может привести к ослаблению защиты организма от патогенов.Слабой стороной исследования является то, что учёные не определили тяжесть симптомом долгого ковида у участников исследования. Поэтому они лишь выдвигают гипотезу о том, что обнаруженные ими изменения как-то связаны с такими симптомами, как одышка, боль в груди, усталость и «мозговой туман», на которые жалуются пациенты, переболевшие коронавирусом.К удивлению авторов исследования, они не обнаружили заметной связи между тяжестью перенесённого заболевания и изменениями иммунной системы переболевших. Серьёзные нарушения иммунной регуляции могли наблюдаться даже у тех участников, которые перенесли лёгкую инфекцию.Учёным также не удалось связать скорость восстановления пациентов после заболевания ни с их возрастом, ни с половой принадлежностью. По всей видимости, на работу их иммунитета влияют другие, пока не очевидные факторы.Авторы работы, впрочем, вновь подтвердили, что у переболевших вырабатывается сильный иммунитет, который защищает их от вируса в течение как минимум полугода. Однако всё ещё неизвестно, воздействуют ли новые штаммы SARS-CoV-2 на иммунитет так же.Учёные будут следить за показателями здоровья участников исследования в течение следующих трёх лет. Возможно, им удастся обнаружить факторы, отвечающие за тяжесть течения заболевания и вероятность долгого ковида.Исследование было опубликовано в виде препринта научной статьи на портале medRxiv. То есть статья учёных ещё не прошла проверку сторонними экспертами.Напомним, ранее мы писали о том, что антитела к коронавирусу сохраняются до девяти месяцев, и о том, что тяжесть течения этого заболевания зависит от работы носоглотки. Также мы рассказывали о пациентке, которая болела ковидом почти целый год.Больше новостей из мира науки и медицины вы найдёте в разделах «Наука» и «Медицина» на медиаплатформе «Смотрим».