COVID-19 может способствовать развитию болезни Альцгеймера

Учёные из Германи и Бельгии обнаружили, что некоторые вирусные и бактериальные инфекции могут провоцировать скопление в организме аномальных белков, провоцирующих развитие нейродегенеративных заболеваний (таких как болезни Паркинсона и Альцгеймера).Эти белки называют прионами. Они вызывают у человека ряд неизлечимых заболеваний, поражающих нервные ткани, в первую очередь — головной мозг.Мы подробно рассказывали о прионах в предыдущих материалах. Писали мы и о том, что в некоторых бактериях уже были обнаружены белки, приводящие к образованию прионов.Доказательств существования подобной связи бактериальных и вирусных инфекций с формированием прионов становится всё больше. Однако механизмы, с помощью которых вирусы и микробы могут влиять на развитие заболеваний головного мозга, остаются неясными.Новое исследование описывает возможный механизм, связывающий такие инфекции с заболеваниями головного мозга.В серии лабораторных экспериментов исследователи изучили, как молекулы на поверхности некоторых вирусов могут способствовать распространению и накоплению белков, которые, предположительно, вызывают такие заболевания, как болезнь Альцгеймера.​Мишень та же, способ другой: учёные изменили подход к лечению болезни Альцгеймера читайте также В экспериментах использовались два типа вирусных белков, также известных как вирусные лиганды: шипиковый белок вируса SARS-CoV-2 и гликопротеин вируса, вызывающего везикулярный стоматит.Исследователи продемонстрировали, что эти вирусные белки провоцировали скопление токсичных белков и распространение этих скоплений между клетками.«Мы смогли показать, что вирусные белки включены как в клеточную мембрану, так и во внеклеточные везикулы. […] Вирусные лиганды опосредуют эффективный перенос [скоплений токсичных белков] в здоровые клетки, где они вызывают образование новых скоплений. Лиганды действуют как ключи, которые открывают клетки-реципиенты и, таким образом, проносят внутрь опасный груз», – объясняет руководитель исследовательской группы Ина Ворберг (Ina Vorberg) из Немецкого центра нейродегенеративных заболеваний.Результаты этой работы могут помочь исследователям в поисках новых способов лечения прогрессирующих заболеваний мозга.Однако не стоит при этом забывать, что эти эксперименты были проведены на изолированных клеточных культурах. В лабораторных условиях клетки функционируют не совсем так, как внутри живого организма.Несмотря на то, что результаты этого исследования действительно представляют научный интерес, они ничего не говорят о том, как вирусы могут повлиять на развитие деменции в живом человеческом мозге.Также новое исследование вновь привлекает внимание к опасности возможных долгосрочных последствий перенесённого COVID-19.Ранее мы сообщали о том, что новая коронавирусная инфекция проникает в жизненно важные отделы мозга, а также рассказывали о возможных причинах нарушений мышления, которые провоцирует вирус SARS-CoV-2.Работа европейских исследователей была опубликована в издании Nature Communications.Новое исследование действительно указывает на вероятность поражения мозга вирусом SARS-CoV-2. Однако необходимы дополнительные исследования, которые позволят понять, как новый коронавирус влияет на мозг, и увеличивает ли эта инфекция риск развития нейродегенеративных заболеваний.Пока учёные бьются над поиском ответа на эти животрепещущие вопросы, один вывод напрашивается сам собой: чтобы обезопасить себя от возможных негативных последствий для здоровья, важно в первую очередь избежать заражения опасным заболеванием. И лучшим способ защитить организм от инфекций всё ещё остаётся полная вакцинация.Больше новостей из мира науки и медицины вы найдёте в разделах «Наука» и «Медицина» на медиаплатформе «Смотрим».