Рак по часам: опухолевые клетки активизируются, когда мы спим

Самый опасный этап развития злокачественной опухоли — метастазирование. Это сложный и не до конца изученный процесс, в ходе которого клетки опухоли просачиваются в кровоток и мигрируют в новое место в организме.Из-за этого в теле больного возникают новые очаги опухолей.Совершенно неожиданное новое исследование показывает, что у пациентов с раком молочной железы эти клетки-беглецы, или циркулирующие опухолевые клетки (ЦОК), активнее перемещаются в кровоток ночью, нежели днём.Это открытие дарит новое представление об основных физиологических процессах человека, и, что самое главное, поможет усовершенствовать контроль за прогрессированием рака, говорят авторы работы.​Жир подпитывает «дороги», по которым распространяется рак читайте также Долгосрочные исследования демонстрируют, что женщины, работающие в ночные смены, такие как стюардессы и медсёстры, больше подвержены риску развития рака молочной железы.Ещё в 2007 году Международное агентство по изучению рака включило нарушенный циркадный ритм в список «вероятных канцерогенов». Однако вопрос, почему это происходит, остаётся открытым.Циркадные ритмы, или биологические часы, человека контролируются различными генами, которые «собирают» разные молекулы по 24-часовому графику.Эти внутренние часы (биоритмы) влияют на многие процессы в организме, включая обмен веществ и сон.Однако большинство исследователей считало, что раковые клетки настолько «испорчены», что не придерживаются этого внутреннего графика.​Ожирение ускоряет развитие рака и повышает эффективность его лечения читайте также Первый намёк на то, что метастазы «соблюдают режим дня», появился, когда авторы работы заметили, что уровни ЦОК у мышей с опухолями варьировались в зависимости от времени суток, когда у них брали кровь.Это наблюдение побудило учёных провести небольшой эксперимент: собрать кровь у 30 женщин, госпитализированных с раком молочной железы, один раз в 4 часа утра и ещё раз в 10 часов утра.Основная часть обнаруженных исследователями ЦОК в образцах крови — почти 80% — содержалась в той порции, которую собирали в 4 часа утра, когда пациентки ещё не проснулись.Ведущий автор новой работы Никола Ацето из Швейцарского федерального технологического института в Цюрихе отмечает, что поначалу был удивлён такими результатами. Ведь ранее считалось, что опухоли распространяют циркулирующие клетки «бесперебойно».Однако полученные данные чётко показывали совершенно противоположное. Это очень взволновало учёных, и они продолжили исследовать эту странность.​Диета может продлить жизнь на треть, если есть в определённые часы читайте также На следующем этапе исследователи решили подтвердить, что это не ошибка и не индивидуальная особенность нескольких женщин. Для этого команда пересадила опухоли рака молочной железы лабораторным мышам и в течение суток проверяла уровень ЦОК у животных.В отличие от людей грызуны наиболее активны ночью и предпочитают днём спать. Команда обнаружила, что уровни ЦОК у животных достигали пика в течение дня, когда животные находились в состоянии покоя.Иногда концентрация этих клеток могла различаться у одной особи в разное время суток до 88 раз!Это настоящее откровение для онкологов. Ведь одним из основных методов контроля прогрессирования опухоли является измерение ЦОК в крови. Получается, если взять анализ крови в неподходящее время, можно получить очень и очень обманчивые результаты.Это означает, что врачи, возможно, захотят пересмотреть подход к отслеживанию рака, добавляют авторы.Ночное повышение активности раковых клеток у людей, вероятно, зависит от множества факторов, которые ещё предстоит изучить.​Бессонные ночи существенно изменяют работу свыше 100 белков в крови человека читайте также Одним из инструментов, которые организм использует, чтобы сигнализировать об отходе ко сну или пробуждении, являются гормоны. Возможно, они играют некую роль и в активизации путешествий опухолевых клеток.Команда обнаружила, что лечение мышей гормонами, такими как тестостерон или инсулин, влияло на уровни ЦОК — снижая или повышая их, в зависимости от того, в какое время суток вводились гормоны.Авторы открытия считают, что необходимы дополнительные исследования, чтобы распутать сложные связи между циркадными ритмами и раком. Также новые открытия в этой области могут однажды привести к более эффективным методам лечения рака.​Арахис может спровоцировать метастазы злокачественных опухолей читайте также Между тем учёные призывают людей с раком молочной железы не воспринимать сон, как врага. Некоторые исследования показали, что сон менее семи часов в сутки увеличивает риск смерти у раковых больных, а вмешательство в циркадные ритмы у мышей может ускорить развитие рака.Исследование было опубликовано в научном журнале Nature.Ранее мы сообщали о том, что хронический недосып связан со старческим слабоумием.Также писали о трёх способах сокращения рисков появления онкологии у пожилых людей.Больше новостей из мира науки и медицины вы найдёте в разделах «Наука» и «Медицина» на медиаплатформе «Смотрим».Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:«Смотрим» ‐ ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и TelegramВести.Ru ‐ ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram.