Новая вакцина наконец защищает от нескольких опасных штаммов гриппа

Создание эффективных вакцин против вирусов гриппа — трудная задача, поскольку основная часть генетического аппарата вируса гриппа постоянно меняется. Эти частые мутации делают уже существующие вакцины бесполезными в борьбе с новыми штаммами вируса.​Вакцина от гриппа оказалась неэффективной из-за мутации вируса читайте также Одним из врагов медиков номер один является штамм H3N2. За последнее десятилетия вакцины против H3N2 показывали очень низкую эффективность — всего около 33%, а в течение сезона гриппа 2014–2015 годов она снизилась и вовсе до незначительных 6%.За это время возникли новые мутации штаммов H3N2 с повышенной вирулентностью — способностью инфекционного агента при попадании в организм вызывать заболевание.Кроме того, регулярно вызывают беспокойство вспышки H7N9, или «птичьего гриппа», — другого подтипа гриппа А. Люди, не желающие очередной потенциальной пандемии, не хотели бы снова переживать все негативные эффекты локдаунов и закрытых границ по вине «какого-то там» гриппа.Поэтому разработка эффективной вакцины для защиты от этих вирусов является приоритетной задачей исследователей. Впрочем, над ней они бьются уже много лет, а воз и ныне там.Однако новая универсальная вакцина против гриппа, «собранная» из ключевых частей этого вируса, обеспечивает широкую перекрёстную защиту от различных штаммов и подтипов гриппа.Исследователи из Института биомедицинских наук Университета штата Джорджия добились важного результата, соединив с помощью генетических технологий две высококонсервативные, то есть слабо изменяющиеся с течением времени, части вируса.Результаты исследований на животных показывают, что вакцинация таким комбинированным препаратом обеспечивает широкую защиту от различных штаммов и подтипов вируса гриппа.Вакцина способствовала формированию устойчивого универсального иммунитета как у молодых, так и у старых мышей, на которых тестировалась новая разработка.Учёные соединили внеклеточный домен матрикса 2 (сокращённо M2e) и белок-«стебель», обнаруженный в вирусах гриппа A H3N2.Иллюстрация Ian C. Haydon / UW Institute for Protein Design.Учёные обнаружили, что белок-«стебель», генетически объединённый с M2e, обеспечивает защиту от подтипов вируса гриппа H1N1, H5N1, H9N2, H3N2 и H7N9, одинаково сильную и для молодых, и для старых мышей.Исследование показало, что новая вакцина усиливает выработку антител M2e и специфичного к белку-«стеблю» иммуноглобулина G (IgG), которые распознают разнообразные антигены (мишени для антител) вируса гриппа как на самих вирусных частицах, так и на поверхности инфицированных клеток.Кроме того, вакцина стимулировала защитный Т-клеточный иммунитет и эффективное удаление вируса гриппа из лёгких мышей. То есть она помогала организму записать в память знания о патогене и после заражения помогала иммунной системе избавиться от нашествия вируса.Авторы разработки также заявляют, что этот кандидат на универсальную вакцину против гриппа можно производить в больших масштабах и с низкими затратами. Пока о планах проводить испытания нового препарата с участием людей не сообщается.​Создана первая универсальная ДНК-вакцина от всех штаммов вируса гриппа читайте также Исследование было опубликовано в научном журнале npj Vaccines 29 июня 2022 года.Параллельно учёные рапортуют о создании нескольких препаратов, дошедших до стадии клинических испытаний.Так, совсем недавно, 28 июня 2022 года, первые здоровые добровольцы были вакцинированы препаратом BPL-1357. Первая фаза клинических испытаний этого кандидата в универсальные вакцины от гриппа призвана доказать его безопасность и способность вызывать иммунный ответ у человека.Продолжительность исследования для каждого участника составит примерно семь месяцев. Помимо двух визитов в клинику для получения вакцины или плацебо добровольцы будут посещать доктора примерно раз в месяц, чтобы сдать образцы крови и соскобы слизистой оболочки носа. Исследователи используют их для выявления патогенов и определения реакции иммунитета на вторжение вирусов.​Назальная вакцина защищает от вирусов гораздо лучше, чем инъекция читайте также Вакцина-кандидат была разработана исследователями Национального института аллергии и инфекционных заболеваний США (NIAID). В испытании примут участие до 100 человек в возрасте от 18 до 55 лет.BPL-1357 представляет собой цельновирусную вакцину, состоящую из четырёх штаммов незаразного, химически инактивированного вируса птичьего гриппа.Исследование на животных показало, что все мыши, получившие две дозы вакцины BPL-1357 либо внутримышечно, либо интраназально, выжили после последующего воздействия смертельными дозами шести различных штаммов вируса гриппа, включая подтипы, которые не были включены в вакцину.Аналогичные результаты были получены в экспериментах по заражению хорьков, вакцинированных BPL-1357. Поясним, что иммунитет этих животных гораздо больше похож на человеческий.В России также проводятся испытания универсальных вакцин от гриппа и других инфекционных заболеваний.В 2019 году в исследовании на мышах была опробована универсальная вакцина от гриппа и пневмонии, разработанная учёными из Санкт-Петербурга. Работа проводилась совместно с американскими коллегами.В начале 2020 года Институт экспериментальной медицины уведомил о разработке вакцины от всех типов коронавируса. Сообщалось, что этот препарат представляет собой универсальную платформу, в которую можно легко встроить ключевой ген любого коронавируса, вызывающего обеспокоенность в данный момент.Также учёные из Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи в ноябре 2021 года сообщали о планах создать универсальную вакцину против гриппа и ротавируса.Ранее, в сентябре 2020 года, руководитель центра Александр Гинцбург отмечал, что задача следующих десятилетий — создание универсальной вакцины от гриппа и коронавируса.Ранее мы писали об успешных клинических испытаниях универсальной вакцины от гриппа, которая не требует ежегодной ревакцинации. Также мы рассказывали о том, как математическое моделирование помогает искать неизменные участки вируса гриппа.​Иммунная система позволяет побороть любой грипп одной вакциной читайте также Больше новостей из мира науки и медицины вы найдёте в разделах «Наука» и «Медицина» на медиаплатформе «Смотрим».Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:«Смотрим» ‐ ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и TelegramВести.Ru ‐ ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram.