Инфо портал Ногинска - Moges.Ru Инфо портал Ногинска - Moges.Ru

Ногинск

Городской портал

Возвращение "Сибирского цирюльника": Михалков обратился к зрителям

Возвращение "Сибирского цирюльника": Михалков обратился к зрителям
Сегодня у православных россиян – Прощеное воскресенье — последний день перед Великим постом. По традиции в этот день люди просят друга у друга прощения и сами прощают, чтобы оставить в прошлом недоразумения и обиды. А в Древней Руси в этот день провожали Масленицу.Масленица – любимый и глубоко укоренившийся в народе праздник. Пожалуй, самый яркий образ Масленицы – в фильме Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник». В прокат он вышел еще в 1998 году. И вот сегодня «Сибирский цирюльник» возвращается в российские кинотеатры.За гречишными блинами, сдобренными липовым медом и деревенской сметаной, Никита Михалков вспоминает самые яркие моменты народной Масленицы, колоритного праздника, атмосферу которого он с такой точностью деталей передал в своем знаменитом фильме «Сибирский цирюльник», что впервые вышел на экраны кинотеатров 23 года назад.«Выход „Цирюльника“ – это чудо случилось, потому что кино было просто мертвым. Я вам скажу больше, когда мы выпускали картину, когда появлялись кинотеатры, и мы думали, что нам открыли форточку со свежим воздухом с Запада, а нам вставили туда трубу канализационную и слили все, что не пьют, не едят, не принимают, не смотрят», – говорит Никита Михалков, народный артист РСФСР, режиссер.Фантастическая натура, блестящая актерская игра, красота офицерского быта и любовь – все слагаемые, чтобы покорить и зарубежного зрителя имперской и этнографической Россией. Фильму рукоплескала Аргентина, прокат должен был пройти в США.Однако – вспоминает теперь Михалков – он вдруг открыл для себя Голливуд с неожиданной стороны. Американский актер и режиссер Кевин Костнер написал даже многостраничную рецензию на картину – с перечнем того, что непременно следует вырезать из ленты, чтобы она смогла попасть на американский кинорынок.«Он написал две страницы текста. Редактура Госкино – дети, просто дети. Там были такие пункты, как: „Из фильма понятно, что американский сержант не знает Моцарта, надо бы, чтобы он знал, кто такой Моцарт. Из фильма понятно, что Джейн была раньше проституткой, пусть лучше она будет не американкой, а англичанкой“. И так далее. Это же большой художник, свободный человек, богатый, знаменитый. Ему никто не звонил и не говорил, что вот этого нельзя, этого, это абсолютно в нем живет. И по этим правилам он работает, и по этим правилам работают все. То есть это создана мощнейшая индустрия, которая реально владеет состоянием нации», – недоумевает Михалков.В России успех «Сибирского цирюльника» был оглушительным. В прокате картина шла два года. Курсанты военных училищ и кадеты брали пример с братства юнкеров, а сцена широкой Масленицы стала эталонной в кино.Перед сложнейшими съемками, где Масленица была центральной сценой, Михалков решил переночевать в красноярском доме-музее своего прадеда Василия Сурикова, одного из лучших исторических живописцев России. Эта суриковская цветовая насыщенность, пульсация красочных фресок в итоге словно перейдут с живописных полотен прадеда на кинокартину правнука, особенно ярко проявившись в эпизоде народного праздника.«Масленица – это, конечно, русская живопись, в том числе и колористическая энергия суриковских картин, больших полотен. Мы из этого исходили все-таки. Потому что это настолько ярко, настолько заманчиво и таинственно и в то же время хулигански, что это абсолютная квинтэссенция русского праздника – с мордобитием, пьянкой, с объятиями, с любовью, с аттракционами, с пожарами, вот со всем вместе взятым», – говорит Никита Михалков.«Взятие снежного городка» – знаменитая картина Сурикова – это ведь тоже о Масленице. Народная игра была частью масленичных гуляний. Тех самых, что в фильме мы видим глазами американки.«Конечно, для Джейн это все – абсолютный шок. Мы Масленицу показывали ее глазами. Она куда ни посмотрит, у нее шары вот такие. Какие-то медведи. Генерал хватает карлика, который играет Наполеона, – вспоминает режиссер. – Это яркий праздник, который все-таки сделан русскими людьми через глаза нерусского человека. То есть ее глазами эта Масленица сразу превращается в некий фейерверк изумления, который заканчивается сгоранием этой декорации, этой ярмарки и приходом Великого поста».Изумленная Джей – к слову сказать, не меньше изумлялась всему увиденному и сыгравшая ее британская актриса Джулия Ормонд, для которой сьемки в русской картине стали совершенно новым опытом, – через русскую Масленицу пытается понять Россию.«Для нормального человека из цивилизованного мира это же сумасшествие. Полуголые мужики на льду кидаются в драку, с наслаждением дерутся, безо всякой злобы заканчивают это, выпивают вместе. Юнкер Палиевский влетает в эту драку, чтобы себя, так сказать, привести в чувства. И гармонист, который смотрит на эту драку и тут же получает, вылетает обратно и опять за гармонь», – говорит Михалков.Ради съемок на башнях Кремля впервые с 1941 года погасили звезды, ведь во времена юнкеров они там не горели. Распоряжение было получено лично от президента Ельцина, и на всю работу Михалкову дали 10 часов. А всю Красную площадь – была оттепель – покрыли тоннами искусственного снега и соли. Актеры, игравшие юнкеров, включая звездного Олега Меншикова, на 3,5 месяца переехали жить в казармы костромского училища химической защиты и проходили обучение по уставу 1885 года.«А что такое по уставу? На завтрак – молитва. Как они пришли в столовую на третий, все тетки с кухонь повылезали смотреть. За три месяца произошло чудо просто», – вспоминает режиссер.Из таких чудес складывалось одно большое чудо – магия фильма, в котором все было на самом деле. Сцены Масленицы снимали на озере у Новодевичьего монастыря, где в старину обычно и проходили праздничные гуляния. Февральская оттепель осложнила работу — лед начал стремительно таять. Чтобы он не провалился вместе с декорациями и съемочной группой, поверх него выкладывали сухой лед – две фабрики мороженного работали безостановочно – и поливали жидким азотом. Актеры во всех сценах выкладывались полностью.«Петренко был там потрясающий абсолютно. Я сначала на репетициях ему налил немножко воды с водкой, а потом уже просто налили водку. И он так потрясающе взлетел от такого наслаждения, что он может спокойно, легально врезать посреди съемочного дня! И все юнкера увидели его запой. Это значит, две недели можно спокойно себя чувствовать. А уж когда он стакан съел… При том его отрезвление, когда в прорубь, это все было по-настоящему абсолютно. Это вода из проруби, он по пояс голый, мороз минус двенадцать – это все живое было, – рассказывает Никита Михалков. – С точки зрения воспроизведения русского духа безудержного во время окончания, в Прощеное воскресенье, Масленица в нашей картине, думаю, достойная. Если она с точки зрения современности языка попадет в сегодняшнего зрителя, то мы сможем сказать, что она вне времени, это картина, которую можно смотреть и сегодня, и завтра и, может быть, послезавтра».Гречишные блины тонкие «на просвет» – такими их готовила мама Никиты Михалкова – у режиссера самые любимые. Но главное содержание Масленицы для него – в особом духовном состоянии, выплеске энергии, что предшествует Великому посту, когда свое существо и душу необходимо привести в спокойное состояние.«Масленица и Воскресение – это два полюса, между которыми лежит Великий пост. Другой разговор, что сегодня мы знаем, что Масленицу все с огромным удовольствием празднуют, пьют и жрут, а пост как-то так. Ну, и ждут Воскресения, чтобы еще раз, так сказать, нарезаться. К сожалению, хотя не везде, конечно же», – говорит Михалков.Фильм «Сибирский цирюльник» – потрясающая лента, что и сегодня, спустя почти четверть века, смотрится на одном дыхании. Закрученный сюжет, красочные костюмы, юнкерское братство и, конечно, любовь. Фильм, в котором каждый обязательно найдет что-то свое.«Мне очень хочется, чтобы эту картину на большом экране увидели люди, которым 19, 20, 22, 25, 30, те, которым, когда она выходила, было по 5-6 лет. Потом телевизор они уже не смотрели, а кто-то вообще даже не знал о ее существовании. И мне интересно, насколько эта реакция может быть живой. Это ощущение себя частью какой-то большой страны, большой истории, оно должно хоть как-то отозваться в людях. Я очень хочу, чтобы зрители сегодняшние ощутили эти удаль и радость», – признается Никита Михалков.
Источник:
https://www.vesti.ru/television/article/2536514
05:18
Нет комментариев. Ваш будет первым!
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Импортозамещение на российском рынке кибербезопасности находится в пределах 90%.Подробнее
00:26
Глава Минцифры РФ Максут Шадаев в среду выступил на конференции по цифровизации в государственной сфере IT Government Day 2022, где уточнил, в каком случае айтишники могут лишиться отсрочки от мобилизПодробнее
00:26
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил доработать список проектов, связанных с созданием и развитием отечественного ПО.Подробнее
00:26
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.